?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Искусство - это возвышенная и обязывающая к фанатизму миссия. Тот кто объят видением, раскрывающим окружающий мир, душу народа, заставляющим их звучать в музыке или камне, тот, кто находится под напором всемогущего побуждения к творчеству, которое не зависит от того, понимают ли этот язык окружающие, тот скорее будет страдать от нужды, чем изменит звезде, которая его ведёт.
Адольф Гитлер

Речь в данной статье пойдёт исключительно об изобразительном искусстве, в скульптуре, архитектуре и музыке Третьего Рейха были немного иные тенденции и мерки.

Истоки борьбы.
В 1929 году нацистской партией был создан "Союз борьбы за немецкую культуру". Его главой был назначен Альфред Розенберг, также большую роль в этой организации сыграл профессор Пауль Шульце-Наумбург.


Аутодафе.
Каждый художник, который изображает небо зеленым, а траву голубой, должен быть подвергнут стерилизации.
Адольф Гитлер

В 1936 Адольф Гитлер поручил президенту Имперской палаты изобразительных искусств профессору Адольфу Циглеру возглавить специальную комиссию, которая должна была провести чистку более чем 100 музеев Германии с целью реквизировать все образцы декадентского искусства.
3 июня 1938 года. Рейхстаг Германии принял постановление изъять все произведения "вырождающегося искусства" (Vertallskunst) - работы в стилях: импрессионизм, экспрессионизм, кубизм и дадаизм. Если с "вырожденческими" стилями всё понятно, то вывести чёткие критерии "правильного", нордического искусства никто так и не смог. Главная ошибка заключалась в методе "от противного".
Экспроприации подверглись полотна 112 художников, включая работы Эмиля Нольде, Макса Бекмана, Оскара Кокошки, Георга Гросса.
Картины Эмиля Нольде.

Картины Макса Бекмана.

Полотна Оскара Кокошки.

Работа Георга Гросса.

Сюда же попали полотна величайших европейских мастеров - Пикассо, Гогена, Матисса, Сезанна, Жерико, Ван Гога и других.
Под действие закона о конфискации произведений авангардного искусства из музеев и частных собраний попало, по мнению специалистов, более двадцати тысяч работ, заточенных в спецхранилищах, проданных на аукционах Фишера в Люцерне (1939—1941) и сожженных 20 марта 1939 года во дворе Главной пожарной команды в Берлине (4289 работ).
Солидные валютные дивиденды, вырученные от продаж, шли на перевооружение Германии. Согласно недавно обнародованным данным Всемирного еврейского конгресса, к 1945 году в США перекочевало предметов искусства на два с половиной миллиарда долларов в тогдашних ценах.
27 мая 1943 года на террасе Тюильри в Париже немцы сожгли около пятисот картин современных художников из собраний французских евреев. Были уничтожены работы Пабло Пикассо, Фернана Леже, Пауля Клее, Макса Эрнста...


Всмотритесь в эти по-детски восторженные лица студентов и штурмовиков. Сначала они жгли книги...

"Обвинения, предъявленные нацистами модернистскому искусству (сходство с искусством примитивных народов и душевнобольных, левая политическая агитация и нарочитая эротика), взяты были прежде всего из модернистской теории, поэтому нельзя сказать, что они не соответствуют действительности",- комментирует ситуацию философ Борис Гройс.

Анафема.
Одновременной необратимой акцией было несильное отторжение художников от профессии в масштабе всей Германии. Закон о восстановлении профессионального чиновничества вышедший в апреле 1933 года спровоцировал увольнение десятков ведущих мастеров из Прусской Академии искусств в Берлине и с преподавательских позиций в художественных учебных заведениях. Также были применены аналогичные санкции и в отношении к прогрессивным искусствоведам, руководителям крупнейших музеев страны. С учреждением имперской Палаты культуры в ноябре 1933 года возможность работы потеряли тысячи художников, исключенных из ее состава по расовым признакам, ввиду политической неблагонадежности или за пристрастие к авангардизму.

Антиреклама для антиискусства.
Еврею всё равно, что сказать в произведении искусства, остаётся вопрос - как сказать, и - этот вопрос для него единственный, достойный заботы.
Рихард Вагнер

Под эгидой Министерства пропаганды развернулась кампания по защите народа и государства от авангардных произведений изобразительного искусства. С марта до конца 1933 года были проведены окружные выставки "вырожденческого искусства": в Мангейме ("Большевизм в культуре"), Нюрнберге ("Камера ужасов и искусстве"), Дрездене ("Искусство на службе разложения") и другие. Выставку "Дегенеративное искусство" в Мюнхене сопровождал невероятный ажиотаж - за год ее посмотрели около трёх миллионов человек. Она оказалась самой популярной экспозицией, когда-либо выставлявшейся в Третьем Рейхе, и это несмотря на остроумные сопроводительные надписи, предложенные искусствоведами: "Так больной разум видит природу" или "Немецкие крестьяне в еврейском стиле".



Рекламы выставок.

Лучшее лекарство от подобных вещей - забвение.Так что я не знаю на какой эффект рассчитывал Геббельс с этой антирекламой. Судя по посещаемости выставок он получился обратным...

Альтернативные мнения.
Импрессионисты отражают действительность и не надо слушать всяких недоумков.
Бальдур фон Ширах

Несмотря на официальный запрет некоторые нацистские бонзы не только держали у себя в коллекциях образчики современного искусства, но и продолжали тайно приобретать их. Так Йозеф Геббельс был поклонником Эмиля Нольде, а Герман Геринг и Бальдур фон Ширах интересовались импрессионистами.
Из-за подобных пристрастий Геббельс чуть не рассорился с Гитлером. Бальдур фон Ширах впал в немилость после того как настоял на покупке работ лучших импрессионистов для музеев Вены, гауляйтором которой он являлся. В 1943 году он организовал выставку импрессионистов и написал предисловие к каталогу, а также купил для себя часть картин. Стоит заметить что Ширах имел искусствоведческое образование.

Исторический урок.
Художественный уровень не особенно высок, но всё же я купил пару картин и скульптур
Йозеф Геббельс о "Большой немецкой художественной выставке".

Самое неприятное заключалось в том, что директоров музеев не интересовало это искусство, они считали его ценность невеликой и приобретали для фондов в основном художественные произведения XVII-XIX веков, а одобренное партией можно было увидеть только на выставках.
Несмотря на запреты талантливых художников больше не стало, а введённые санкции были на руку только хорошим ремесленникам и творцам черпающим своё вдохновение в классике. Но разумеется и в напрасно игнорируемом официальном искусстве того времени были свои бриллианты.
После 1945 года искусство нацистского периода по понятным причинам было надолго предано забвению... И только сейчас в Германии начинают издавать каталоги (увы малотиражные и очень дорогие) и организовывать выставки посвящённые изобразительному искусству Третьего Рейха. Похороненное в отместку под пеленой времени оно только начало приоткрываться, но всё равно окутано флёром запретности - прусский милитаризм, расовая красота, бидермайер в современной интерпрентации, портреты нацистских бонз, всё это изобилие по нынешним меркам вызывающе-
неполиткорректно.


Разумеется подобного рода цензура не была прерогативой одной только нацистской Германии, просто в данном случае она особенно интересна.

Пара интересных обсуждений по теме модерн-арта и цензуры в искусстве:
Обсуждают художники, архитекторы и искусствоведы, правда форум не художественный.

Тут просто сравнение современного искусства с классикой, обсуждают художники.

Иллюстрации из брошюры "Der Untermensch", противопоставление арийского искусства тяготеющего к античности и примитивистского авангарда "недочеловеков".



Пропагандистский плакат направленный против дегенеративного искусства.


А что думаете вы о наличии цензуры в искусстве? Нужна-ли она, а если и нужна, то в каком виде? Думаю все её негативные последствия можно понять на примере Третьего Рейха, и в то-же время данную систему можно организовать иначе и тогда она может неплохо послужить...
Моё мнение - сейчас она нужна. Личное видение аппарата цензуры изложу в отдельной статье.

Буду очень благодарна за пиар материала.

Comments

( 82 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
drakonit
1st Feb, 2008 14:53 (UTC)
Цензура нужна. Иначе в виде искусства нам будут подаваться, пардон, размазанные по холсту фекалии или засушенные части человеческих тел(попадались упоминания и о таком). Часть цензуры должна быть государственной (в соответствии с законодательством - запрет на оскорбление умерших, призывы к свержению и т.д.), часть экономическая - т.е. признанные спорными работы должны выставляться только в коммерческих, а не государственных залах, если нужно - ограничивать посещения по возрасту и т.д.
(Anonymous)
2nd Feb, 2008 21:33 (UTC)
очнись, говно на холстах уже много лет, равно и как и человеческая токсидермия!ъ
кст прикольно выглядит
homeguard988
1st Feb, 2008 15:36 (UTC)
Считаю, что "искусство" "Пикассо, Гогена, Матисса, Сезанна, Жерико, Ван Гога и других" дегенеративно, не смотря на громкие имена. Цензура, вне всякого сомнения, должна быть.
Всякую мазню предложил бы продать на Запад по максимально высоким ценам, либо обменять на настоящие произведения искусства.
Искусство должно служить воспитанию человека, а не его деградации.
keith_merwill
2nd Feb, 2008 00:41 (UTC)
+1.
(no subject) - dark_swimmer - 2nd Feb, 2008 14:21 (UTC) - Expand
(no subject) - z_g_o_n_n_i_k - 4th Feb, 2008 00:14 (UTC) - Expand
(no subject) - zina_korzina - 7th Feb, 2008 17:40 (UTC) - Expand
Виктор. - (Anonymous) - 21st Jun, 2010 12:31 (UTC) - Expand
aller14
1st Feb, 2008 15:43 (UTC)
А зря они продавали, надо было сжечь всё.
В период "дегерманизации", после Войны уничтожили более 40 000 полотен и скульптур, о большинстве которых мы никогда не узнаем. Поэтому кто знает, дала ли пропаганда того времени развиваться талантливым художникам. Я думаю, что они были.

К импрессионистам отношусь по-разному. например мне нравится Гоген (у него есть разные по стилю работы), но Матисса я не приемлю (в том числе и из-за тематики).
Основной принцип - достиг ли человек достойного уровня в реализме перед тем, как заниматься стилизацией.
Сейчас в Германии отказались от классического художественного образования, да и вообще это общеевропейская либерастическая тенденция, увы. Упор на "индивидуальность" на практике означает отказ от преподавания основ живописи и графики. Сужу по отзывам с форумов и по содержанию галерей...

так что, цензура необходима, хотя бы в той форме, которая существовала в Рейхе.
z_g_o_n_n_i_k
3rd Feb, 2008 23:54 (UTC)
Ну ни-фига себе - "хотя бы в той форме"! Вы в своём уме???
Касательно критерия. Я видел работы Пикассо(ученические) в возрасте 11-ти лет. Крамской нервно курит в углу.
nordic_hammer
1st Feb, 2008 15:55 (UTC)
Цензура нужна. Но куда важнее в наше смутное время цензура внутренняя. В свое время Дмитрий Нестеров (тот, который автор "Русь пробуждается") говорил: "Посмотри на картину Константина Васильева "Свентовит". И посмотри на картину Малевича "Черный квадрат". Что тебя зацепило? Если Васильев, значит нутро и инстинкты у тебя здоровые. <...> Духовно они убили уже многих. Стоит такой "интеллигент" перед откровенной мазней, тужится, пыжится, пытается вникнуть, но никак не получается - неудивительно, ведь как будто орангутанг обкумаренный рисовал. Вот стоит он, значит, пыжится, пытается понять, ведь "ведущие искусствоведы" уже давно объяснили про "необычайное видение реальности, преломленное сквозь талантливое восприятие автора". А потом, в разговорах, будет он вещать то, что было заучено из брошюр этих "искусствоведов" и выдавать за свое мнение. Как же, ведь иначе неинтеллигентным обзовут". (за точность цитаты не ручаюсь, но смысл, надеюсь, передал верно).
kalte_winter
2nd Feb, 2008 11:57 (UTC)
Просто люди дошли до того что на внутреннюю цензуру не способны. Поэтому лечить придётся жёсткими методами...
Кстати большинство обывателей не восхищаются чёрным квадратом, в чём фишка знают только художники и искусствоведы, а кто понимает, тот не остаётся равнодушным. Другое дело что не любой себе на стену такое повесит. Вообще надо будет про эту картину статью написать, довольно забавная тема :)
(no subject) - 715 - 28th Feb, 2008 22:49 (UTC) - Expand
aller14
1st Feb, 2008 15:56 (UTC)
Вообще, это одна из самых прекрасных работ, которые я видела.
Из скульпутуры - "Последний полет" и "Пьета".
lvenocnek
1st Feb, 2008 16:06 (UTC)
Можно спросить, может подскажите где можно узнать а библиотеках в Третьем Рейхе?
kalte_winter
1st Feb, 2008 16:32 (UTC)
А что конкретно интересует? Могу разъяснить, вопросом владею.
(no subject) - lvenocnek - 1st Feb, 2008 18:54 (UTC) - Expand
(no subject) - kalte_winter - 1st Feb, 2008 19:14 (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - kalte_winter - 2nd Feb, 2008 22:18 (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - kalte_winter - 2nd Feb, 2008 22:32 (UTC) - Expand
shalti_bolti
1st Feb, 2008 16:41 (UTC)
да. цензура нужна.
Да нужна. Любая информация - реклама предпочтений и образа мышления.
Но есть вопросы: Кто будет цензором? И из чего он будет исходить?

1) Жёсткая цензура
рассмотрим такой контент: Людоедство, педофилия, извращения и т.д.
что тут сказать - да тут нужна цензура. жёсткая.

2) Социально ориентированная цензура
например: порно, эротика, матерная брань, жёсткие социальные проблемы, разные виды зависимостей (наркотики, спиртное, табак) .
здесь можеть быть нужны ограничения на определённые социальные группы: дети, женщины, пожилые люди.

3) Цензура предпочтений (политкорректность)
религиозные карикатуры, субкультуры(эмо :) ) и т.д.

Описанное в статье, это попытка перевести часть культурного слоя из цензуры предпочтений в жёсткую цензуру. Плюс они ещё и денег наварили, что крайне цинично с их стороны :) .
ex_welikoros503
1st Feb, 2008 17:03 (UTC)
Да. это правильные меры.
А сейчас лучше продать из музеев все это безобразие, а на вырученные деньги приобрести для России действительно произведения искусства. Или поддержать настоящих мастеров в реализации их творческих планов.
landser83
1st Feb, 2008 18:10 (UTC)
Ну если вспомнить о том, что итальянское возрожденье родилось как раз под влиянием борьбы с предшествующей ему традицией средневекового искусства , и благодоря этой борьбе искусство развивалось, то я бы задумался над пользой ограничений...
хотя современное искусство меня не сильно радует.
sergey_apostol
1st Feb, 2008 18:24 (UTC)
Современное искусство в большинстве случаев - грязь и пошлость. Не только живопись, но и поэзия, музыка и прочее. Везде наложение африканщины.
Искусство 3 Рейха прекрасно и вполне наследует дух античности
(Deleted comment)
liquid_zebra
3rd Feb, 2008 13:25 (UTC)
c каких это пор порно стало искусством? порно это видеопродукция, удовлетворяющая определённым нуждам, в нём нет художественной ценности.
(Deleted comment)
(no subject) - liquid_zebra - 3rd Feb, 2008 20:00 (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - liquid_zebra - 3rd Feb, 2008 23:45 (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - liquid_zebra - 7th Feb, 2008 08:58 (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - liquid_zebra - 7th Feb, 2008 08:38 (UTC) - Expand
kiwi_charlie
1st Feb, 2008 20:21 (UTC)
А может стоит разделять термины, искусство - это и есть искусство (к примеру, классическая живопись), а, то, к чему добавляется прилагательное "дегенеративное" не подпадает под термин искусство. И соответствено, первое вне рамок цензуры, а второе попадает под нее. Хотя тут сразу возникает большая проблема - как делить.
liquid_zebra
2nd Feb, 2008 01:55 (UTC)
я считаю, глубоко неважно, нужна цензура или нет, потому что эффективно осуществлять её никто не способен. потому что никто объективно не знает, как даже на него повлиял просмотренный, скажем, фильм - приведёт к положительным поступкам или отрицательным. ах да, цензор должен и это хорошо знать - что такое хорошо, а что такое плохо. и даже не только для себя, а для миллионов людей. богом надо быть, чтобы ввести эффективную цензуру. это всё невозможно, и разговоры об этом - бред. никто в искусстве, вплоть до великих, по большому счёту, не разбирается, и никогда таких людей не было. искусство вещь непредсказуемая, индивидуальная и духовная.

аргументы : внятно объяснить, сублимируется ли в металл и компьютерные игры агрессия, или они провоцируют на неё - сейчас никто не может. про сублимацию говорят одни лоббисты, про провокацию другие. новости выставляют некоторые эпизоды в свете именно провокации компьютерными играми. единичные эпизоды в давно уже подсаженном с пелёнок на компьютерные игры мире. где каждый 10й человек из стран 1го и 2го мира играл в GTA. как GTA отразилась на мировоззрении? я надеюсь, вы понимаете, вопрос даже о ней одной слишком комплексный и сложный для любой, какой бы то ни было, комиссии.

а вот запрет, с виду логичный, на выступление на московских площадках музыкантов без музыкального образования, который имел место быть в СССР, в купе с железным занавесом, породил целый новый жанр музыки - русский рок. бессмысленная и недоразвитая музыка. по сравнению с западной - как русские машины примерно. при том я не отрицаю наличие шедевров, но в 1000 раз меньше. зато у нас было мало концертов, мало водки, наркотиков и разврата. положительно это сказалось на жизни в стране или нет? никто не знает.
(Anonymous)
2nd Feb, 2008 04:14 (UTC)
Цензура в здоровом обществе возможна и необходима.
Подумайте о лоббистах, которые убеждают вас в обратном, создавая иллюзию, что "внятно объяснить, сублимируется ли агрессия, или провоцируется - сейчас никто не может"...
:)
(no subject) - liquid_zebra - 2nd Feb, 2008 11:35 (UTC) - Expand
(no subject) - kalte_winter - 2nd Feb, 2008 11:47 (UTC) - Expand
(no subject) - liquid_zebra - 2nd Feb, 2008 13:14 (UTC) - Expand
(no subject) - kalte_winter - 2nd Feb, 2008 22:22 (UTC) - Expand
(no subject) - liquid_zebra - 3rd Feb, 2008 13:22 (UTC) - Expand
the_rion
2nd Feb, 2008 02:47 (UTC)
цензуру я порицаю, например. человек должен самостоятельно отделять для себя зёрна от плевел, а не по разнарядке сверху. кроме того, любое неукоснительное соблюдение правил создаёт негибкую систему, которая рушится при появлении непредусмотренных правилами обстоятельств.

хаос, анархия и свобода мысли куда лучше воспитывают хороший вкус.
kalte_winter
2nd Feb, 2008 11:52 (UTC)
Среднестатический казуал как утка - жрёт что дают. Но в последнее время диета слишком нажориста по химикалиям. А реально разбирающихся всегда было мало. Свобода - это рабство. Ход мысли ясен?
(Deleted comment)
(no subject) - kalte_winter - 2nd Feb, 2008 22:27 (UTC) - Expand
sicshit
2nd Feb, 2008 12:40 (UTC)
Нужна цензура. Даже если не брать пример Рейха: люди в условиях цензуры начинают "тоньше работать", понимая, что сказать-то хочется (донести мысль) - а сделать это надо завуалированно. И рождаются хорошие вещи.
Но думаю, что надо ввести определённый "потолок цензуры": т.е. писатель приносит издателю рукопись. Рукопись не проходит по установленным параметрам - её не выкидывают и запрещают вообще человеку писать, но говорят что опубликуют её лет через 10. Такой подход разумнее, на мой взгляд: на рынке меньше грязи и прочей черноты - а в то же время пишут люди.

Как-то так.
cordedkrieg
9th Feb, 2008 15:46 (UTC)
Я тебе по секрету скажу: цензура есть всегда и во все времена, и критерии для цензуры отнюдь не качественные. ;)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 82 comments — Leave a comment )

Profile

Незнакомка
kalte_winter
Виктория "Лиса"

Latest Month

July 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek